На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сказка о двух братьях (часть 2)

Монастырь, где служил Богу отец Прохор, также подвергся разорению. Судьба монахов сложилась по-разному: кого расстреляли, кого сослали в Сибирь. Отец Прохор был определён на поселение в глухую, вымирающую деревушку. Приехав на место, он сразу же увидел полуразрушенный храм. Подойдя к нему, заметил над входом икону Успения Божьей Матери.


- Господь Милосердный, этого не может быть! Не могу поверить!
- А ты поверь тому, что видишь! – вдруг прозвучал за его спиной голос. Отец Прохор оглянулся и увидел перед собой священника. Его лицо было до боли ему знакомо. Батюшка подошёл к нему под благословение.
- Бог да благословит тебя, отец! – приветствовал его незнакомец.
- Кто вы? Откуда мне знакомо ваше лицо?
- Ты видел меня на фотографии из медальона…
- Отец?
- Да, сынок, это я. Настоятель этого храма и твой отец. Вот уже много лет моя душа пребывает здесь, в этом месте. Вместе с Ангелом-Хранителем храма я оберегаю Престол от посягательства и осквернения. Через три дня моя душа, наконец, сможет обрести долгожданный покой. А тебе предстоит ещё послужить людям здесь, на земле. Я научу тебя всему, что тебе следует знать. А сейчас пойдём в алтарь и помолимся.
Три дня и три ночи отец Николай находился рядом со своим сыном, обучая, наставляя и помогая ему встать на новый, тернистый путь. Затем они горячо простились, и душа батюшки упокоилась в Горных обителях.
Отец Прохор сразу же принялся за дело. Получив разрешение местного начальства на восстановление разрушенного храма, он походил по окрестным домам, рассказывая о своём намерении и моля их о помощи.
В деревне было не много домов, и в них в основном жили одни старики. Именно на это и надеялся комиссар, давая разрешение. Но он не учёл одного: люди, так долго жившие без храма, не смогли остаться безучастными в таком деле. Среди старичков нашлись люди, которые не забыли своего мастерства и ещё крепко держали в своих руках инструмент. Нашлись и каменщики, и плотники, и художники, и плиточники. И закипела работа. И родился настоящий приход, живший общей молитвой, трудом, заботами.
Однажды к батюшке привели пожилую женщину. Она была тяжело больна, истощена и очень плохо одета. Взглянув на неё, отец Прохор с трудом смог узнать в ней Полину Никитичну. Сердце батюшки сжалось от боли и сострадания к ней. Прижавшись щекой к её исхудавшей руке, со слезами произнёс:
- Матушка моя, родимая! Что случилось с тобой? Где брат мой, Пётр?
- Петруша отказался от меня, от женщины, родившей его. У него всё хорошо, новая власть уважает его. Ты прости меня, Павлуша, прости за всё!
- За что, матушка?
- Ведь я так и не смогла полюбить тебя. Всю свою любовь и нежность я отдала Петру. Родной сын отрёкся от своей матери, а тот, кого я не любила, стоит передо мной на коленях и спасает от голодной смерти.
Сорок дней прожила Полина Никитична у отца Прохора. Чувствуя, что время её жизни уже истекает, она сделала всё, чтобы облегчить свой переход в Горнюю обитель. За несколько минут до кончины она увидела рядом со своей постелью Спиридона.
- Пора, Полинушка, пора нам с тобой домой. Твой Ангел-Хранитель уже стоит у твоего изголовья, готовый принять и унёсти твою душу на суд. Доверься ему и всё будет в порядке. Мы позаботимся об этом. А сейчас прощайся с сыном. У тебя есть три минуты. Передай Павлуше, что я очень люблю его и постоянно о нём молюсь.
Полина Никитична исполнила просьбу мужа, попрощалась со всеми, кто был в эту минуту рядом с ней, горячо простилась с сыном, завещая молиться о ней и Петре и смиренно, тихо предала свою душу в руки Ангела.
Прошло много лет. Чёрным смерчем пронеслась по Руси несметная рать. С первых дней оба брата: и Прохор, и Пётр, не щадя своих жизней боролись, защищая и освобождая свою Родину от сил зла. Трижды они были на краю жизни и смерти, но всякий раз Господь чудесным образом спасал их.
Когда мир и покой, наконец, воцарились на земле, братья вернулись в свои приходы. Жизнь начала потихоньку налаживаться. Люди, возвращаясь к мирным делам, в первую очередь стали восстанавливать храмы. Отец Пётр, используя своё влияние, деньги и сильных покровителей, быстро сумел наладить порушенное хозяйство. Отец же Прохор, в отличии от брата, долгое время служил в полуразрушенном храме, прилагая все свои силы на помощь сиротам, старикам, вдовам, помогая им и словом, и делом. А ещё непрестанной молитвой. Однажды, маленькая сирота Аннушка, спасённая отцом Прохором от голодной смерти, случайно проснулась ночью от голубоватого света, исходящего из храма. Войдя внутрь, она увидела отца Прохора, молящегося перед алтарём. Свет падал на него сверху, из-под купола храма, а сам батюшка парил над полом. На следующее утро Аннушка рассказала отцу Прохору о том, что видела. На что батюшка ответил:
- Чистым и невинным открывается то, о чём другие знать не должны. И всё же, будем считать, что всё это тебе просто приснилось. Ты поняла меня, Аннушка?
Девочка понимающе кивнула головой, дав слово батюшке никому об этом не рассказывать.
Прошли годы. Однажды вечером отец Пётр по какому-то делу допоздна задержался в храме. Он уже собирался уходить, как вдруг услышал голос, зовущий его. Батюшка вздрогнул и оглянулся. На солее, в голубоватом свете стоял иеромонах.
- Брат Пётр, поспеши на зов мой, через три дня закончится мой жизненный путь. Я хотел бы увидеться, чтобы проститься с тобой. Поспеши, молю тебя!
Видение исчезло, а отец Пётр всё стоял и смотрел на то место, где только что видел брата, и именно в этот момент он, как и тогда, когда отказался от матери, почувствовал нестерпимо сильную боль в груди. Той же ночью батюшка отправился в путь.
 Они увиделись всего за пять минут до кончины отца Прохора. Увидев брата, Пётр неожиданно для себя заплакал. Именно в эту минуту он понял, как сильно был любим братом.
- Благослови меня, брат мой Пётр! Что же ты плачешь? Ты должен за меня радоваться, я возвращаюсь домой, к своим родителям, которых очень люблю. Одно меня беспокоит, что прихожане мои остаются здесь сиротами. Потому прошу тебя, брат мой, позаботиться о них. Дай мне слово, что не оставишь их!
- Обещаю, брат!
- Спасибо! Теперь я могу уснуть спокойно. А теперь простимся, брат Пётр!
Пётр плача обнял брата и горячо с ним простился. Затем с отцом Прохором простились все пришедшие к нему прихожане. Затем Прохор устремил свой взгляд к тому, кто стоял по правую руку от брата и которого никто не мог видеть.
- Я готов, отец мой! Господи, в руки Твои предаю душу мою! Милости прошу у Тебя и помощи!
И, сложив на груди свои руки, мирно отошёл в Горнюю обитель.
Тело батюшки было обмыто, одето и положено во гроб. Пётр заметил, как бедно и изношено было облачение брата. Он хотел съездить в город и купить для этого всё новое, но Аннушка остановила его.
- Не надо, батюшка. Отец Прохор завещал похоронить его в том, что он всегда носил. Он сказал, что его матушка приготовила уже для него всё, что нужно.
- Что он имел в виду?
- Мы увидим это на отпевании. Потерпите, батюшка.
Перед самым отпеванием храм наполнился прихожанами. Все, от мала до велика, пришли отдать последний поклон отцу Прохору. Но люди были так бедны, что в храме не было даже свечей. И вдруг в одно мгновение во всем храме зажглись у икон лампады, а в руках прихожан появились зажженные свечи. В какой-то момент из-под купола храма вдруг начал струиться ярко-голубой свет. Он освещал помост с телом батюшки.
Отец Пётр приблизился к гробу для совершения каждения и увидел, что на батюшке новое белое облачение и в руках его золотой Крест и Евангелие. Рядом с гробом стояла Аннушка. Она посмотрела на отца Петра и, улыбнувшись, сказала:
- Это подарок от матушки Арины.
И в тоже мгновение увидел стоящих около помоста своих родителей и родителей брата.
Слёзы градом хлынули из глаз батюшки. Посмотрев на своих родителей, он тихо молвил:
 - Мамочка, прости меня! Отец, прости!
Отца Прохора похоронили перед алтарём храма. Все прихожане потихоньку разошлись по своим домам, и только отец Пётр всё сидел на могиле брата. Когда солнце уже клонилось к закату, на могилку пришла Аннушка.
- Батюшка, пойдёмте домой!
Отец Пётр взглянул на девушку и, кивнув головой, сказал, обращаясь к отцу Прохору:
- Клянусь, брат мой, что не оставлю сиротами прихожан твоих. Ты научил меня быть настоящим священником, вернул мне истинную веру и указал дорогу домой. Я больше с неё не сверну. Клянусь тебе!
Отец Пётр сдержал своё слово. До самой своей кончины, последовавшей через десять лет, он делал всё, чтобы сделать самый бедный и убогий приход самым богатым и процветающим в Епархии. Обретя веру в Бога, он в конце своей жизни сподобился дара прозорливости.
Аннушка вышла замуж за его младшего сына Кирилла и вскоре стала матушкой, родив мужу троих дочерей и сына, которого назвали Павлом.

наверх